Использование мнемонических приёмов запоминания
при подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Каждому учителю русского языка известно, что сформировать грамотное письмо у учащихся — задача не из легких. Орфографические навыки приобретаются годами, из урока в урок, поэтому очень важно, как работает учитель, какие использует приемы и методы, способствующие выработке устойчивых орфографических навыков.
Более 400 правил содержит русская орфография, в школьном курсе изучается 71. Виды орфограмм не поддаются строгой систематизации по какому-либо одному признаку - так они разнородны. Наряду с написаниями проверяемыми есть и такие, которые необходимо запомнить. Часть написаний совпадает с произношением, но их усвоение тоже представляет большие трудности.
Как ученику сориентироваться в огромном количестве правил? Найти орфограмму? Совершенствование методики орфографии продолжается и сегодня. Наряду с традиционными, оправдавшими себя видами работы, школа использует и новые, дающие положительные результаты.
При обучении учащихся русскому языку необходимо учитывать дидактические принципы, к числу которых относятся доступность материала и наглядность в обучении. Не менее важным требованием я считаю и интерес к предмету как со стороны ученика, так и со стороны учителя. А этому во многом способствуют нетрадиционные способы и приемы формирования знаний, поэтому наряду с традиционными, оправдавшими себя видами работы и формами уроков, я использую и новые, дающие положительные результаты. Одной из наиболее приемлемых форм для запоминания считаю мнемотехнику.
Мнемозина — это древнегреческая богиня памяти, мать муз. В ее честь многие из понятий, имеющие отношение к аспектам запоминания, называются мнемоническими. (mnemynicas).
Мнемоника (греч. τα μνημονιχα) — искусство запоминания.
Мнемотехника— совокупность приёмов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций. Замена абстрактных фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление. Слова с неизвестным, абстрактным значением запомнить большинству людей сложно. Если такое слово «зазубрить», то оно в большинстве случаев исчезает из памяти через несколько дней. Для прочного и лёгкого запоминания следует наполнить слово содержанием (методы мнемотехники) — чем-то, что связано с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями. Мнемоника не совершенствует память, она только облегчает запоминание.
Помимо повышения уровня запоминания мнемонические приемы помогают вызвать интерес к предмету со стороны учащихся.
Наконец, использование мнемоники позволит сделать процесс постижения русской орфографии интересным и ярким, создаёт необходимый для успешного овладения знаниями благоприятный эмоциональный фон и так необходимую каждому ситуацию успеха.
С улыбкой и удовольствием даже взрослые люди вспоминают фразу, помогающую запомнить цвета спектра: «Каждый охотник желает знать, где сидят фазаны». Спустя годы, многие помнят знаменитые «пифагоровы штаны», которые, как известно, «во все стороны равны», или «биссектрису-крысу, которая бегает по углам и делит угол пополам»,
Много мнемонических приемов разработано и в области русского языка. Некоторые из них мы предлагаем вашему вниманию. Часть из них составлены известными психологами, многие придумали учителя и ученики, какие-то являются на сегодняшний день «школьным фольклором», о некоторых способах мы узнаём в процессе общения с коллегами. Фонетика.
Для запоминания глухих согласных:. СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ? — Фи! ФоКа, ХоЧеШь ПоеСТь ЩеЦ?
Для запоминания звонких согласных:
Мы Же Не ЗаБыВаЛи ДРуГ ДРуГа! ГДе ЖиЗНь БыЛа В МиРе + Й
Лимон – рай!
Все согласные – только звонкие, непарные по звонкости/глухости.
Очень много ошибок допускают дети в области произношения.
Орфоэпия.
Очень удобны для запоминания группы слов со сходным ударением.
Договор – приговор – разговор. Каталог – диалог – некролог. Шофёр – монтёр. Облегчить – полечить. Звонит – говорит. Столяр – маляр. Документ – инструмент – медикамент. Портфель – щавель. Средства для детства.
Баловаться - улыбаться.
Включит - трещит.
Ещё один приём – стихотворные тексты с интересным сюжетом, которые многие дети запоминают очень хорошо и с удовольствие применяют при выполнении упражнений по орфоэпии.
Надеваю шо'рты,
Чтобы кушать то'рты.
Коль будильник зазвони'т -
У меня ужасный вид.
Если классная звони'т –
Папа за ремнем спешит.
Не звони'те, не звони'те,
Пощадите, пощадите.
ЗвонИт звонарь, ЗвонЯт в звонок, Чтоб ты запомнить верно смог.
ФенОмен звонИт по средАм, ПринЯв договОр по годАм, Он Отдал экспЕртам эскОрта ХодАтайство аэропОрта.
Пусть неду'г
Обойдет твоих подруг.
Выполняя договОры,
Инженеры и шофЁры,
Столяры и маляры-
Потрудились все на славу,
Чтоб за месяцы зимы
Возвести домов квартАлы.
Заболел вчера малЯр,
Заменил его столЯр!
Танцовщик с танцовщицей любят Своих малышей баловать. На кухонный стол по посуде Пускают котят танцевать.
Мы с шофером пустились по грязи И, подолгу буксуя в грязи, Прорвались к отделению связи - Нам типограф прислал жалюзи.
Сегодня – тошнота, вчера – в костях ломота. К тому ж дремота не пускает за ворота. И лавки заняты и печка занята. Ворота отперты, а дверь не отперта.
Ворожея', да жаль – не я.
Довольно удобно запоминание на основе логических ассоциаций. Ударение с слове красивее мы запоминаем по ноте си♪.
Краси♪вее – ноту си♪ выделяй, произноси.
Грамматика.
Достаточно трудно для запоминания правильное образование формы имён существительных Родительного падежа множественного числа.
В детской сказке колобок по траве катиться мог
Без ботинок, без сапог, без носков и без чулок.
Шесть гектаров апельсинов, яблок, груш и мандаринов,
Баклажанов — грядок пять, помидоров — не собрать.
Уважают человека у туркмен, татар, узбеков,
У таджиков и армян, у монголов и цыган.
У якутов и тунгусов, у башкир и белорусов,
У киргизов и грузин, у бурят и осетин.
Традиции англичан и армян, хазар и цыган,
Башкир, бурят и болгар,
Грузин, лезгин и осетин,
Румын, туркмен и турок
Отличаются от традиций
Калмыков и киргизов, коряков и монголов,
Таджиков и узбеков, тунгусов, чукчей,
Бедуинов, хакасов и хорватов.
Употребление Ь после шипящих как показателя грамматической формы.
Стало невмочь, потому что любишь ты царскую дочь. Лишь откроешь ты настежь окно, ночь и тишь там всегда заодно.
Среди немыслимых задач, обрушившихся на нас неудач, по-прежнему свеж и певуч сыгранный нами туш.
Орфография.
Написание производных предлогов.
Слитно пишутся предлоги: НЕСМОТРЯ НА, ВМЕСТО, ВРОДЕ, Ещё НАПОДОБИЕ, Знаю все наперечет: ВСЛЕДСТВИЕ, ВВИДУ, НАСЧЕТ.
Навстречу, вроде, несмотря, насчет, ввиду и вместо —
В предлогах пишем вместе.
Вследствие - «из-за» — ясно вполне:
Слитно напишем, конечная е.
Написание приставок. Живут на свете, людям помогая, Приставки воз- , из- , через- , раз- и без- . Но звук глухой согласный их встречает, И мы их пишем только с буквой с. Глухие звуки — это непоседы, Они спокойно не желают жить, Они мечтают звонкого соседа Во что бы то ни стало оглушить.
Не забудьте про приставки раз-, из-, воз-, низ-, через-, без-.
Пред согласными глухими быстро сменят з на с.
Пусть никто никогда не забудет, что з приставкой не была и не будет.
-десь, -доровье, -дание — нет в них содержания.
Обрати внимание
На " Здесь", "Здоровье", "Здание".
3 - нельзя в них отделить,
Чтобы смысл не повредить. Здесь должно быть здание с вывеской «Здоровье», но ни зги не видно.
Иноязычные приставки, которые пишутся слитно:
АвтоМотоВелоФотоТелеРадиомонтёр
Написание гласных в корне. Чередование о-а. Правописание чередующихся гласных Е и И в корнях -бер-/-бир- , -дер-/-дир- , -мер-/-мир- , -пер-/-пир- , -тер-/-тир- , -блест-/-блист- , -жег-/-жиг- , -стел-/-стил- , -чет-/-чит можно запомнить с помощью простых стихотворений.
Если после корня — А, В корне будет И всегда. Вот пример, запоминай: Ноги вытЕр? — вытИрай! Собирать, стирать, задира, Повнимательней гляди: Если в слове имя Ира, Значит, в корне буква И.
Или на то же правило есть мнемоническое правило Ослика ИА: пиши в корне И, если за корнем А.
Чередующиеся гласные А и О в корнях -гар-/-гор- , -твар-/-твор- , -клан-/-клон- поможет запомнить мнемоника.
Горению творца поклоняйся.
–лаг - и - лож-
- Гуси, гуси!
-Га, га, га!
- Перед г пишите а.
-раст-, -ращ- , но –рос-
Если в корне т и щ (а) –
Стопроцентно пиши а!
Исключенья не забудь:
Отрасль, росток, Ростислав, ростовщик, Ростов - и в путь!
Правописание О — Ё после шипящих, слова-исключения.
Шорох, чокаться, трущоба,
Жом, изжога и чащоба,
Шов, крыжовник и обжоры,
Шомпол, чопорный и шоры,
Шоу, джоуль, корнишон,
Рожон, боржоми и пижон,
Капюшон, мажор и шорты,
Шок, харчо, анчоус, джонки,
Трещотка, джокер, чох, вечор —
Запомни весь этот набор.
После шипящей не спеши,
В рифмовку входит? О пиши!
Шоколад, шофер, крыжовник,
Шов, шоссе, обжора, шорник,
Капюшон, жокей, чащоба,
Шорох, чопорный, трущоба.
В иноязычных словах,
Без сомнения,
О мы напишем...
И в исключениях.
Запоминаем слова с Ё.
Пишем Ё в словах: дешевка,
Бечевка, ночевка и раскорчевка,
Тяжелый, сгущенный, стажер, ухажер,
Печенка, тушенка и дирижер.
Спряжение глаголов.
Ко второму же спряженью
Отнесём мы без сомненья
Все глаголы, что на -ИТЬ,
Исключая БРИТЬ, СТЕЛИТЬ,
И ещё 11 глаголов-исключений:
Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть.
Суффиксы. Н, НН В СУФФИКСАХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, ОБРАЗОВАННЫХ ОТ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ. Отличить - ан - (-ян -) от - енн-
Не составит нам проблем.
Если в слове есть значение
"Сделанный из...", "предназначенный для...",
То напишем без сомнения
-ан - (-ян -), ведь так, друзья.
ВоробьИНый, соловьИНый.
КомарИНый, бекасИНый.
Суффикс - ин- с одною Н
Мы напишем без проблем.
Что кому принадлежит.
То с этим суффиксом бежит.
ЛуННый, камеННый, осеННий
НН напишем без сомнения.
Первая Н из корня идет.
Вторую Н суффикс несет.
И еще НН напишем.
Если суффикс -онн- иль -енн-.
Например,
торжествЕННый, огнЕННый, обществЕННый.
Ученик, не ошибись!
Здесь НН писать стремись!
СмышлеНый надо писать с одной Н, он и так умный, ему и одной хватит.
МошеННик у тружеНика одну Н украл.
Н в отглагольных прилагательных.
Труженице гостиницы на масленицу подарили румяна и пудреницу, угостили пряником и вареником.
Смышлёный жених.
В прощёное воскресенье, в последний день Масленицы, смышлёный жених, известный всем ветреник и бессеребреник, вместе с посажёным отцом и названым братом рассматривали приданое невесты, писаной красавицы. (Для неё они были незваными и непрошеными гостями). Тут были и домотканые скатерти, и златокованые сундуки, и свежемороженые свиные окорока для свадьбы.
Сказка о возлюбленном, или Н-НН на слух.
Был он неслыханный, невиданный, нежданный негаданный, нечаянный, желанный, как будто богом обещанный, лелеянный. Стал священным, для меня нетленным. Но чеканным шагом прошёлся он по моей любви. И стал отчаянным, жеманным, чванным, медленным, окаянным, дубинноголовым. И всё это увидело моё недрёманное око поздно. (Ещё штукатуренный и пеклеванный).
Юный извозчик.
Юный извозчик, чуть пьяный и румяный от мороза, на рьяном буланом коне вёз пряную свиную тушёнку в зелёных и багряно-синих коробках.
Ветреный гусар.
Не то на вороном, не то на буланом коне ветреный гусар непрошеным и незваным гостем влетел в гостиную залу, где кружили в вальсе посажёный отец и юная невеста.
Правописание суффиксов глаголов.
Если я -УЮ-ЮЮ, то надо -ОВА-ЕВА,
Если я -ЫВАЮ-ИВАЮ, то надо -ЫВА-ИВА.
Правописание суффиксов имён существительных.
А сыночек, открыв замочек, взял ножичек, подарочек и мешочек.
Без замочка не было бы у сыночка ни ножичка, ни подарочка, ни мешочка.
Взяв из карманчика ключик и открыв ларчик, мальчик-с-пальчик взял оттуда огурчик и помидорчик.
А не было бы ключика от ларчика, не было бы ни огурчика, ни помидорчика.
— ОНК, - ЕНК-:
Девчонка смотрит в окно — под ударением буква О.
Правописание суффиксов имён прилагательных
Красивый, слегка игривый и ленивый, но правдивый молодой человек взял эмалевый сиреневый таз для боевых игр. Исключения: милостивое отношение к юродивым.
Дефисное написание. -Либо, кое-, -то, - нибудь надо черточкой стянуть!
И при -таки, -ка, и -де Ставьте черточку везде! Но в частицах ЛИ, ЖЕ, БЫ Дефис не надо бы.
-Либо, кое -, -ка, - нибудь, – -То, - таки не позабудь Написать через дефис, Как предлог со словом из. (Из-за, из-под)
помощь пришла мнемоника. Была найдена ^ Рекомендации по использованию мнемонических приемов:
1. Использование любых произвольных ассоциаций помогает лучше запомнить материал и правильно писать слова.
2. Ритмичные речёвки позволяют провести физкультминутки, подчиняя их теме урока, т.е. не тратится время урока впустую.
3.При запоминании материала задействованы различные виды памяти: двигательная, эмоциональная, образная, слуховая, зрительная, что помогает лучше усвоить материал детям с различными видами памяти, различным уровнем восприятия.
4. Данные приемы помогают осуществлять разноуровневое обучение.
5. Мнемонические приемы помогают оживлять урок, делая его более интересным, запоминающимся.
6. При использовании рифмовок и речёвок учитель должен всегда проговаривать с учениками вместе, задавая им темп и ритм.
Конечно, мнемонические приемы не заменят понимания языка и процессов, происходящих в нем, они имеют второстепенное значение. Но если мнемотехника дает возможность облегчить запоминание и увеличить объем памяти, то честь ей за это и хвала. |