Методическая разработка
"Особенности и методика освоения детьми раннего возраста формы предметов и геометрических фигур через дидактические игры".
Автор: Пяткина И.А.
Основные математические представления, логико-математические средства и способы познания (эталоны, модели, речь, сравнение и др.) составляют первоначальный логико-математический опыт ребёнка. Этот опыт является началом познания окружающей действительности, первым вхождением в мир математики.
Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство детей с т. н. "сенсорными эталонами" т. е. с геометрическими фигурами и их разновидностями.
Целью методической разработки является знакомство детей раннего возраста с формами предметов и геометрических фигур через дидактические игры.
Задачи: Учить детей выделять форму как особый признак предметов и
накапливать представления об основных разновидностях форм.
Познакомить детей с вариантами геометрических фигур (круг, квадрат,
треугольник) и с их эталонами.
В познании окружающего мира особо значима ориентировка в многообразии форм предметов и геометрических фигур. Воспринимая форму, ребёнок выделяет предмет из других, узнаёт и называет его, группирует и соотносит его с другими предметами. Параллельно или вслед за этим ребёнок познаёт геометрические фигуры, выделяя прежде их форму, а затем структуру.
У детей дошкольного возраста игра является преобладающим видом деятельности, поэтому приобщение к математике именно в игровой форме помогает ребенку быстрее усваивать программные требования.
В процессе знакомства ребёнка с формой предметов выделяют следующие этапы:
Практические действия Для того чтобы ребенок мог практическим путем определить форму предмета, используют специальные дидактические игрушки, в ходе действий с которыми малыш начинает понимать, что от умения определять форму зависит результат игры (доски Сегена, рамки Монтессори, «почтовый ящик» (коробка с отверстиями разной формы) и др.). На этом этапе ребенок сравнивает предметы по форме («такой—не такой»), не называя ее; • зрительное восприятие формы. На этом этапе ребенка знакомят с эталонами плоских геометрических фигур (позже и с объемными геометрическими телами) без практических действий с ними и запоминания их названий; • запоминание эталонов геометрических форм и их названий, использование этих знаний в различных ситуациях. Этот этап выходит за рамки раннего возраста и изучается ПОСЛЕ 3 лет, в дошкольном возрасте.
Дети 2 лет в основном могут опознать фигуру по её поверхности. Они берут фигуру в руки, проводят рукой по плоскости, как бы пытаясь обнаружить предметную основу. В этом возрасте дети выделяют и называют отдельные геометрические фигуры, пользуясь словами "кружок", "кубик", "шарик" или сравнивают форму реального предмета с геометрической. При этом малыши воспринимают геометрические фигуры как обычные предметы и дают им названия тех знакомых предметов, на которые эти фигуры похожи. Например, треугольную призму называют крышей домика.
Сначала детей знакомят с простыми фигурами: кругом и квадратом; помогают им сравнить фигуры (круг гладкий, ровный, а у квадрата есть стороны и углы): показывают, как обвести контуры фигур пальцем. Когда малыши усвоят эти формы, их знакомят с треугольником, прямоугольником, овалом.
Знакомя с геометрическими фигурами, их предъявляют попарно. Вначале ребенок воспринимает каждую фигуру обособленно, не замечая сходства и различия между фигурами. Поэтому на следующих занятиях круг и квадрат, находящиеся у воспитателя, будут отличаться от круга и квадрата у детей сначала по цвету, потом по величине, а затем и по цвету, и по величине. Задание останется прежним: «Покажи то же, что у меня». Таким образом, ребенок постепенно начинает абстрагировать форму от других признаков предметов.
Воспитатель показывает фигуру, называет ее, просит детей взять в руки такую же. Затем педагог организует действия детей с данными фигурами: прокатить круг, поставить, положить квадрат, проверить, будет ли он катиться. Аналогичные действия дети выполняют с фигурами другого цвета и размера.
В заключение проводятся два-три упражнения на распознавание и обозначение словами фигур («Дай мишке круг, а петрушке квадрат»; «На верхнюю полоску положите один квадрат, а на нижнюю много кругов» и т.п.)
До трех лет дети способны различать по образцу только контрастные по форме геометрические фигуры. В этом возрасте необходимо давать детям возможность выполнять различные действия с предметами в соответствии с их формой. Надо предлагать малышам разнообразные игры и упражнения: «Прокати шарик», «Построй башенку», «Покажи такую же фигуру», «Чудесный мешочек», «Каждую фигуру - в свой домик». Полезными и интересными для детей являются игры с деталями из строительного конструктора и геометрической мозаикой. Во всех этих играх ребенок исследует геометрические фигуры осязательно-двигательным путем, строит из фигур башенки или катает их, накладывает одну фигуру на другую, ставит рядом, сравнивает. Тем самым, малыш постепенно узнает характерные признаки геометрических фигур.
К трём годам дети овладевают простыми предметно-познавательными действиями: соотнесение, выбор, сравнение, воссоздание, простейшие преобразования и изменения. Они раскладывают фигуры в заданной последовательности: шар, куб, шар..; нанизывают бусы (из крупных предметов); составляют башенки из кубов, плоские картинки из кругов или квадратов разного размера, елки — из треугольников.
Детей начинают интересоваться названиями фигур. Поэтому взрослые в ходе таких игр должны ненавязчиво называть «имена» геометрических фигур. С этой целью на первом этапе надо использовать как привычные для детей названия предметов (например, «яйцо»), так и общепринятые геометрические термины («овалоид»). Причем привычное название должно быть «придумано» самим ребенком, а не навязано ему взрослым.
Детям не обязательно повторять геометрические термины за взрослыми. Когда малыши играют с предметами, геометрическими фигурами, исследуют их, слышат их названия, то они постепенно накапливают необходимый опыт и с 3-4 лет уже способны различать геометрические фигуры по характерным признакам и названию.
Дидактические игры для детей раннего возраста.
«Разложи фигуры по местам» Цель. Познакомить с плоскими геометрическими формами — квадратом и кругом (треугольником, овалом, прямоугольником.)
Ход: Выньте фигурки из углублений и поиграйте с ними: «Вот веселые разноцветные фигурки. Это круг, он катится — вот так! А это квадрат. Его можно поставить. А теперь фигурки прыгают (танцуют)». Затем предложите детям разложить фигурки «по кроваткам»: «Наступил вечер. Фигуркам пора отдыхать. Давайте положим их спать в кроватки». Раздайте детям по одной фигурке и предложите по очереди найти место для каждой из них. Когда малыши разложат фигурки, подведите итог игры: «Вот теперь все фигурки нашли свои кроватки и отдыхают». Затем еще раз покажите и назовите все фигурки, не требуя от детей повторения Эту игру можно повторять многократно, каждый раз изменяя ее сюжет.
«Катится — не катится» Цели. Познакомить с объемными геометрическими телами — шаром, кубом. Материалы: Кубики и шарики разного размера и цвета.
Ход: Покажите малышу шар, затем кубик, сопровождая действия словами: «Это шар, он катится — вот так. Шары гладкие. Потрогай. А это кубик. Кубик может катиться? Нет, не может. Зато у кубиков есть углы, потрогай их», Дайте малышу по одному кубику и шарику и предложите поиграть с ними: поставить на пол (или стол), друг на друга, покатить и т, д. Затем попросите разложить предметы по коробкам: шары в одну коробку, а кубики в другую коробку.
«Фигуры играют в прятки» Цели. Познакомить с объемными геометрическими телами — кубом и шаром; учить подбирать нужные формы. Материалы. Картонная коробка среднего размера (1-2 шт.) с квадратными и круглыми прорезями: кубики и шарики одинакового размера (сначала использовать фигуры одного цвета).
Ход : Покажите ребенку коробку и научите его проталкивать игрушки в прорези — сначала шары, потом кубики. Затем предложите поиграть в прятки: «Игрушки решили поиграть в прятки. Давай поможем им спрятаться в коробку». Раздайте ребенку кубики и шарики и предложите по очереди протолкнуть их в соответствующие по форме отверстия в коробке. Эту игру можно повторять многократно. Можно сделать прорези в двух коробках: в одной (в форме круга, а в другой — в форме квадрата) и предложить ребенку спрятать фигурки в домики. Когда ребенок выполнят задание, вместе с ними загляните в домики и посмотрите на их «жителей», обратив внимание малыша на то, что в одном домике живут шарики, а в другом — кубики.
«Почтовый ящик» Цели. Познакомить с объемными геометрическими фигурами разной формы; учить подбирать нужные формы. Материалы. Пластмассовая или деревянная коробка с отверстиями разной формы, объемные геометрические фигуры, соответствующие прорезям коробки.
Ход: Покажите ребенку коробку с прорезями (3-4 прорези) и геометрические фигуры. Обыграйте ситуацию: «Это почтовый ящик. А это посылки. Нужно опустить посылки в почтовый ящик». Объясните малышу, что для каждой посылки в ящике есть свое отверстие. Раздайте ребенку по одной фигурке и предложите протолкнуть их внутрь почтового ящика. Эту игру можно проводить многократно, по-разному обыгрывая ее сюжет. Можно собрать чемодан для путешествия, проталкивая «вещи» (фигуры) в соответствующие отверстия. В дальнейшем используйте игрушки с большим количеством прорезей и фигур (до 5).
«Башни» Цели. Познакомить с формой предметов; учить подбирать фигуры соответствующих форм. Материалы. Пластмассовые или деревянные вкладыши-пирамидки квадратной и круглой формы. Ход : Попросите малыша разобрать вкладыши и перемешать их. Предложите ему собрать две башни-пирамиды. Для того чтобы ребенку было легче справиться с задачей, помогите ему разделить вкладыши на две группы — круглые и квадратные. Потом башни можно разрушить, перевернуть вкладыши и собрать их.
«Найди такую же фигуру» Цели. Учить находить нужную форму методом зрительного соотнесения. Материалы. Два набора плоских геометрических фигур одного и разного цвета и размера (круги, квадраты), затем треугольники, овалы, прямоугольники). Ход: Сначала используя фигуры одного цвета и размера. Разложите на столе фигуры двух форм, например, квадраты и круги (по 5 фигур каждой формы) и предложите отобрать фигуры одной формы: «Вот тебе фигурка. Отбери все фигуры такой же формы. Что это за фигурки? Это круги». Постепенно можно увеличивать количество фигур, использовать фигуры разного размера и цвета.
«Найди лишнюю фигурку» Цели. Учить сравнивать фигуры методом зрительного соотнесения. Материалы. Плоские геометрические фигуры разного цвета или карточки с их изображением (круги, квадраты), затем треугольники, овалы, прямоугольники; по 5—10 шт. каждой формы.
Ход: Перед каждым ребенком положите по 4 фигурки одного цвета, одна из которых отличается по форме (например, 3 круга и 1 квадрат). Предложите ребенку найти и показать лишнюю фигурку: «Рассмотри внимательно фигурки. Найди и покажи фигуру; которая отличается от других по форме». Игру можно усложнить, предлагая малышу фигурки разного цвета и размера.
«Разложи фигурки по домикам» Цели. Учить сортировать предметы в соответствии с их формой, подбирать нужную форму методом зрительного соотнесения. Материалы. Плоские геометрические фигуры разного цвета (круги, квадраты), затем треугольники, овалы, прямоугольники, по 5-10 шт. каждой формы); небольшие коробочки.
Ход: Разложите перед ребенком разноцветные фигурки и расставьте в ряд коробочки, количество которых соответствует количеству фигур, предлагаемых для сортировки. Предложите малышу разложить по коробкам-домикам фигурки. Начните выполнять задание: «Давай разложим фигурки по коробочкам. В эту коробку складывай все квадраты. А в эту коробку складывай все круги. Вот так». Пусть ребенок продолжит раскладывать фигуры. Сначала лучше предлагать ребенку фигурки одного размера. Количество фигур можно увеличивать, постепенно добавляя треугольник, прямоугольник, овал. В конце игры проверьте содержимое каждой коробочки. При необходимости помогите ребенку исправить ошибки: «В этой коробке все квадраты. А в этой коробке все круги. А что здесь делает квадратик? Наверно, он заблудился… Давай переложим его в другую коробочку».
Все подобные игры ценны тем, что перед детьми стоит лишь игровая задача, а то, что при этом усваивается тот или иной программный материал, знает только воспитатель, организующий занятие.
Список литературы.
1. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. З.А. Михайлова, Е.А. Носова, М.Н. Полякова, А.А. Сиоляр, А.М. Вербенец. – СПб.: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2008.
2.Венгер Л.А., Воспитание сенсорной культуры ребенка/ Л.А. Венгер, Г.Пилюгина, Н.Б. Венгер. -М.: Просвещение, 1998.
3.Математика от трех до семи: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов./ Авт.-сост. З.А. Михайлова. Э.Н. Иоффе. - СПб., 1999.
4.Баранова О. Пространственная геометрия для малышей//Дошкольное образование.-2000. 5. Я.А. Янушко Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года)
|