|
Тип урока
учитель русского языка и литературы
2015 год
-
№
| Тема урока
| Тип урока
| Элементы содержания
| Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
| Вид контроля, вид самостоятельной деятельности
| Домашнее задание
| Дата проведения
| План
| Факт
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ВВЕДЕНИЕ (1час)
| 1.
| Литерату-
ра – искусство слова
| Урок – беседа
| Писатель и читатель. Задачи урока литературы. Понятия об искусстве. Виды искусств. Художественная литература как искусство слова. Понятие о сюжете. Понятие об изобразительно – выразительных средствах(тропах) (эпитеты, сравнения, метафоры). Знакомство с учебником для 5 класса. Структура учебной книги. Правила слушающего, говорящего, читающего. Беседа о прочитанных за лето книгах.
| Знать: особенности художественной и учебной книги; теоретико – литературные понятия сюжет, троп, эпитет, сравнение, метафора: правила слушающего, говорящего, читающего.
Понимать: чтение как сотворчество; особенности художественной литературы как искусства слова; роль книги в жизни человека и общества; значение изучения литературы.
Уметь: разбираться в структуре книги; находить в тексте избирательно – выразительные средства и определять их роль
| Рассказы о прочитанных за лето книгах, вопросы и задания первого уровня( стр. 6-7)
| Вопросы и задания второго уровня
(стр.. 7)
|
1..09
|
| МИФЫ (5 Час)
|
2-1
3-2
| Мифы народов мира
Календар-
ные мифы
| Урок изучения нового материала
| Понятия о мифах и мифологии. Миф как форма познания и эстетического освоения окружающего мира. Мифы разных времен и народов. Общие темы мифов разных народов. Устная форма существования мифов. Виды мифов (о животных, о создании Земли, о конце света, героические, календарные). Выборочное чтение мифов.
Понятие о календарных мифах. Славянские календарные мифы. Календарная поэзия и календарные праздники. Масленица. Народные обычаи, обряды, связанные с этим праздником. Описание репродукции картины Б.М. Кустодиева «Масленица»
| Знать: теоретико-литературные понятия миф, мифология, виды мифов, календарный миф; народные обычаи обряды связанные с праздником Масленицы.
Понимать: роль мифов в развитии представлений человека о мире; эстетическое значение и необходимость изучения мифов; роль календарных мифов в жизни народа, их эстетическое значение.
Уметь: разбираться в классификации мифов; видеть общее и различное в мифах разных народов; рассказывать о своем участии в обрядных праздниках; описывать произведения живописи
| Вопросы и задания второго уровня (стр.7), чтение мифов, попытка их классификации; Рассказать о празднике Масленицы, вопросы и задания первого уровня (стр.13)
| Вопросы и задания второго уровня (стр..13-14)
Составить рассказ о Масленице
| 3-09 4-09
|
|
-
1
| 2
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 4-3
| Мифы о сотворении мира
| Урок изучения нового материала, урок - беседа
| Египетский миф « сотворение мифа» .Яркость поэтического изображения природы и Вселенной. Древнегреческие мифы о сотворении мира.
| Знать: содержание мифов о сотворении мифов.
Понимать эстетическое значение мифов.
Уметь: воспринимать и пересказывать мифы; сопоставлять мифы разных народов о сотворении мира
| Вопросы и задания второго уровня (стр. 13-14), первого уровня(стр. 14-15)
| Чтение и пересказ мифа «Золотые яблоки Гесперид»
| 5-09
|
| 5-4
6-5
| Древнегрече-ские мифы о
Геракле
Сопоставле-
ние образов
Геракла и Атланта.
| Урок изучения нового материала, урок – беседа
Урок- беседа
| Героический характер греческой мифологии. Миф « Золотые яблоки Гесперид». Характеристика Геракла. . Жизнь древнегреческих мифов в мировом искусстве. Мифы как источник крылатых слов и выражений, географических и астрономических названий.
| Знать: содержание героев древнегреческих мифов; различные значения понятия герой.
Понимать: эстетическое значение древнегреческих мифов, их роль в развитии искусства, литературы, языка.
Уметь: воспринимать и пересказывать мифы; характеризовать героя мифа – Геракла; давать сравнительную характеристику мифологических героев
| Вопросы и задания второго уровня(стр.15), 1-3 уровня, 1-3 второго уровня (стр.18), выразительное чтение
Выразительное чтение эпизодов из мифа
| Чтение мифов о Геракле, пересказ одного из них, выполнение иллюстраций к нему
Составить план
(Стр.15-18)
| 8 09
10.09
|
| ФОЛЬКЛОР всего 17 часов (13 ЧАСОВ+ 3час. Внекл. чтения . + 1час Р.р.)
| 7-1
8-2
| Фольклор – устное народное творчество
Былины
| Урок изучения нового материала, урок –беседа.
| Понятие о фольклоре и фольклористике. Особенности фольклорных произведений (традиционность, анонимность, устная форма бытования, вариативность, коллективность). Богатство отражения мира в произведениях фольклора. Жанровое разнообразие фольклорных произведений. Детский фольклор. Отражение в фольклоре.
Былины- русский народный эпос. Циклы былин. Особенности
| Знать: теоретико – литературные понятия фольклор, фольклористика; особенности и жанры фольклорных произведений.
Понимать: роль фольклорных произведений в жизни человека и общества, развитии литературы и искусства; эстетическое значение фольклора, необходимость его изучения; связь фольклора с народными промыслами.
Уметь: приводить примеры фольклорных произведений разных жанров; видеть общее и различное в фольклорных произведениях разных народов
| Вопросы и задания первого уровня, 2 второго уровня (стр.21)
Вопросы и задания 1,3 второго уровня (стр.21),1-4 первого уровня,1-2 второго уровня (стр.24)
| Вопросы и задания 1, 3 второго уровня
(стр. 20-.21)
Вопросы и задания 3 второго уровня
(стр. 22-.24),
| 11.09
12.09
|
|
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 9-3
| Комменти-
рованное
чтение былины «Три поездки Ильи Муромца»
| Урок- беседа
| исполнения былин (сказания). Исполнители былин (сказатели). Герои и события былин. Особенности композиции былин (зачин, повторы, диалог, концовка). Комментированное чтение былины « Три поездки Ильи Муромца»
| Знать: теоретико – литературные понятия: былина, эпос, гипербола, эпитет, постоянный эпитет; особенности жанра и композиции былин; былинных героев.
Понимать: значение былин в развитии русского искусства, сохранение народных традиций, народной памяти.
Уметь: воспринимать текст былины
|
| Пересказ былины
| 15.09
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 10-4
11-5
12-6
| Характе-
ристика
Ильи Муромца
.Р.р.
Устное со-
чинение «Мой любимый
былин-
ный герой»
Внеклас
сное чтение.
.Былина
«Садко»
| Урок- беседа, урок- практикум, урок – внеклассного чтения
| Былина «Три поездки Ильи Муромца». Характеристика героя: отвага, смекалка, физическая сила, доброта, щедрость, рассудительность. Воплощение в былине нравственных идеалов русского народа. Художественные особенности былины (повторы, гиперболы, постоянные эпитеты). Словесное рисование. Словарная работа
Чтение и обсуждение
былины «Садко». Описание репродукций картины В.М. Васнецова «Богатыри» (цветная вклейка учебника)
| Знать: теоретико – литературные понятия былина; содержание былины «Три поездки Ильи Муромца» , «Садко»
Понимать: значение образа Ильи Муромца; патриотический пафос былины.
Уметь: выразительно читать и пересказывать былину, определять её тему, особенности композиции; характеризовать героя и его поступки; находить в тексте изобразительно – выразительные средства и определять их роль; создавать словесные иллюстрации; объяснять значения устаревших слов и выражений.
| Выразительное чтение, пересказ, характеристика героя, вопросы и задания первого уровня (стр.30), вопросы и задания второго уровня (стр.30-31)
| Вопросы и задания второго уровня (стр.30-31), чтение былины «Садко»
Устное сочинение
Устное описание богатырей
| 17.09
18.09
22.09
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 13-7
14-8
| Русские народные сказки
Волшебная сказка «Царевна- лягушка»
Характеристика героев сказки « Ца
ревна – лягушка»
| Урок изучения нового материала
| Сказка как популярный жанр народного творчества. Виды сказок. рассказчики и слушатели сказок. Нравственная взыскательность и эстетичность совершенство народных сказок. Структурные элементы сказки ( зачин, присказки, концовка). Прием троектатного повтора. Особенности сказывания (ритмичность, напевность). Сюжет и герои сказки «Царевна - лягушка». Народные идеалы в сюжетах и образах сказки. Характер отражения реальной жизни в волшебной сказке.
Истинная красота и мудрость Василисы премудрой. Доброта Ивана – царевича. Комментированное чтение.
| Знать: особенности жанра сказка; виды сказок; теоретико – литературные понятия сюжет, завязка, развитие действия, кульминация , развязка. Сюжет и героев сказки «Царевна - лягушка »
Понимать: нравственную взыскательность и эстетическое совершенство народных сказок; значение сказок в жизни народа.
Уметь: отличать сказки от былин; сказывать сказки; выделять структурные элементы сказки; выразительно читать сказки .
Уметь вести беседу по прочитанному произведению; характеризовать героев и их поступки; выделять структурные элементы сказки
| Вопросы и задания первого уровня (стр.33)
Вопросы и задания второго уровня (стр.33), выразительное чтение, вопросы и задания 1-10 первого уровня (стр.41)
Пересказ, вопросы и задания 11-13 первого уровня, 1-2 второго уровня(стр.41)
| Вопросы и задания второго уровня(стр.33), выразительное чтение сказки «Царевна - лягушка»
Пересказ сказки, вопросы и задания 11-13 первого уровня (стр.41)
Задания 3-4 второго уровня (стр.41-42), выполнение иллюстрации к сказке
Характеристика героев сказки
| 24.09
25.09
|
| 15-9
|
Сказки народов мира
| Урок – беседа, урок – практикум, урок внеклассного чтения
| Интерес художников к фольклорным произведениям. Репродукции картин В.М. Васнецова, иллюстрации И.Я.Билибина к сказке « Царевна - лягушка».понятие о композиции картины, рисунка.
| Знать: произведения живописи на тему сказки «Царевна - лягушка». Общие черты сказок разных народов; сюжет и героев сказки «Путешествия Синдбада - морехода».
Понимать: роль деталей в иллюстрациях; как преобразуются фольклорные образы в изобразительном искусстве.
| Рассказы по иллюстрациям, задания 3-4 второго уровня (стр. 41-42)
Выразительное чтение, выборочный пересказ, вопросы и задания (стр.54-55)
| Чтение «Рассказа о первом путешествии Синдбада – морехода» , вопросы и задания первого уровня
| 26.09
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 16-10
| Внеклас
сное чтение. «Путешествие Синдбада- морехода»
|
| изобретательность как главные достоинства
героев сказок всех народов мира. Своеобраз
ный национальный колорит сказок «Тысячи
ц одной ночи». «Путешествия Синдбада-
морехода». Синдбад и его приключения
в стремлении познать тайны окружающего
мира. Характеристика героя сказки. Исполь
зование сюжетов арабских сказок в литера-
турных сказках
| Эстетическое совершенство сказки; отношение народа к героям сказки.
Уметь: описывать репродукции картин и иллюстрации к сказке; определять связь между фольклорным произведением и его отображением в изобразительном искусстве. Пересказывать сказку; использовать при сказывании характерные обороты; отмечать особенности арабских сказок, их своеобразный национальный колорит.
|
| Выполнение иллюстраций к «Рассказам о путешествиях Синдбада- морехода». .
Пересказ сказки.
| 29.09
|
| 17-11
18-12
| Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки
Р.р
Написание.сочинения по пословице
| Урок изучения нового материала, урок - беседа
| Разнообразие малых жанров фольклора. Детский фольклор. Пословица, поговорка, загадка, анекдот, песня, частушка как наиболее популярные малые жанры фольклора. Активная роль малых жанров фольклора в современной устной и письменной речи. Пословицы. Поговорки. Богатство и разнообразие тематики, форм и способов включения пословиц и поговорок в живую речь и в текст художественного произведения. Отличие пословиц от поговорок по роли в речи и завершенности.
| Знать: виды малых жанров фольклора; отличительные черты пословиц и поговорок.
Понимать: роль пословиц и поговорок в устной и письменной речи.
Уметь: объяснять смысл пословиц и поговорок, определять их темы: использовать пословицы и поговорки в речи
| Вопросы и задания первого уровня, 1-2 второго уровня (стр..59)
| Вопросы и задания 3-4 второго уровня (стр..59)
Сочинение по пословице на черновиках
Подобрать интересные загадки
для отгадывания
| 1.10
2.10
|
| |
|
|